В Воронежском государственном техническом университете прошла Международная научно-практическая студенческая конференция «Россия на историческом повороте к новому мироустройству», на которой обсуждались различные вопросы, в том числе и сохранение исторической памяти. Я выступил на ней с докладом «Боевой путь доцента-фронтовика ВГТУ Андрея Евстафьевича Хлусова», подготовленным под руководством доктора исторических наук, профессора Воронежского госпедуниверситета Александра Викторовича Перепелицына.

Для написания статьи мне пришлось обратиться к различным источникам. Большое содействие оказали родственница Андрея Евстафьевича Хлусова – учитель математики Верхотопенской школы Татьяна Алексеевна Сапрыкина, а также заведующая музеем инженерного дела ВГТУ Мария Васильевна Марина. Сегодня я хочу рассказать о нашем знаменитом земляке читателям «Вестей».
От студента до преподавателя
Андрей Евстафьевич Хлусов родился 14 октября 1903 года в селе Верхотопье Землянского уезда Воронежской губернии (ныне Касторенского района) в крестьянской семье. В 1915 году окончил трехклассную церковно-приходскую школу с похвальным листом. Осенью 1918 года умерла мама, через год не стало и отца, так пятнадцатилетний Андрей остался круглой сиротой. Работал на своей земле, затем в шахтах Донбасса. Но потом вернулся в родное село, служил в милиции в Землянске, был избран секретарем сельского совета, позднее – членом райисполкома в Старой Ведуге. С августа 1924-го – секретарь комсомольской ячейки в Верхотопье.
Осенью 1925 года Андрей Хлусов был призван в Красную армию, вступил в партию. После службы окончил рабфак и получил путевку в Ленинградский горный институт, где был зачислен на электромеханический факультет. С оценкой «отлично» защитил диплом горного инженера-электромеханика и был направлен работать помощником главного механика Стрелецкого рудника Воронежской области, а спустя два года назначен директором. Но проработал им недолго. В апреле 1939 года Андрей Хлусов поступил на должность старшего преподавателя Воронежского инженерно-строительного института (ВИСИ). Преподавал электротехнику, занимался методической и научной работой, оборудовал лабораторию, написал ряд статей. Весной 1941 года институт превратился в авиационный, была создана кафедра электротехники, заведующим которой стал Хлусов.

В годы войны
Вскоре началась Великая Отечественная война. В сентябре было принято решение об эвакуации института в город Ташкент, а Андрея Евстафьевича направили на работу в обком ВКП(б).
В октябре 1941-го положение Воронежа стало опасным, он фактически становился прифронтовым городом. Проводилась усиленная эвакуация промышленных предприятий, строились оборонительные сооружения, формировались части народного ополчения. Рабочие и служащие вместе с семьями эвакуировались в места нового размещения промышленности. Решено было эвакуировать и семьи партийных работников. Жена Хлусова – Александра Федоровна вместе с дочкой и родителями выехали в специально сформированном эшелоне в город Павлодар Казахской ССР, а Андрей Евстафьевич попросил направить его на политработу в действующую армию.
После обучения батальонный комиссар Хлусов отправился в Свердловск, где его назначили комиссаром 7-й противотанковой истребительной бригады в Тюмени. В июле 1942-го бригаду перебросили в Москву, затем в Воронеж и включили в состав 60-й армии. Андрей Евстафьевич вспоминал, что бригада по железной дороге была переправлена к Липецку, откуда своим ходом прибыла в район сосредоточения – село Чертовицкое Рамонского района. В составе 25-го танкового корпуса принимала участие в оборонительных и наступательных действиях советских войск, которые «изматывали противника и вынуждали его удерживать под Воронежем больше войск».

Освобождение Касторного
Много внимания в своих воспоминаниях Андрей Евстафьевич Хлусов уделил проведению Воронежско-Касторенской наступательной операции: «24 января 1943 года сосредоточились для наступления в районе севернее села Новосильское. 25 января с рассветом двинулись вперед и, быстро продвигаясь, к концу дня остановились на ночлег в овраге, который немцы очень хорошо оборудовали для каких-то служб, в том числе и полевого госпиталя. В этих удобных, с чугунными печками землянках мы хорошо отоспались. А чуть рассвело, снова тронулись в путь. Остановились ненадолго в селе Новосильском, хорошо знакомом мне с детства, собрали части подразделения, поставили им задачу и двинулись дальше по не раз хоженой мною в годы юности дороге в направлении на Касторное. А в восьми километрах от Новосильского, по пути нашего движения находится село Верхотопье, где я родился и провел детство и юность, где жил мой старший брат с семьей, многие знакомые и близкие люди.
В Верхотопье, которое только что перед нашим приходом было очищено от гитлеровцев, дымились догоравшие машины, валялись трупы убитых немцев и лошадей, воздух был наполнен неприятно пахнувшей гарью. Везде следы разрушений и смерти. Легко представить, с каким удивлением и радостью встретили меня и моих товарищей только что вылезшие из погреба брат, его жена, мои племянницы – уже взрослые девушки и десятилетний племянник…
Касторное и его окрестности были тем местом, где наши танкисты, наступавшие с севера, устроили такое побоище немцам, которого мне больше не пришлось видеть до самого конца войны. Исковерканная военная техника, сотни трупов убитых солдат и офицеров противника.
Утром мы с начальником штаба бригады Олейниковым поехали в Касторное, чтобы подобрать пригодные для работы трофейные автомашины, которых там было много. Что же мы увидели? На площади – скопление сотен машин, беспорядочно расположенных. В кабинках некоторых из них – окровавленные трупы немцев, многие с офицерскими погонами. Да, то, что мы увидели в Касторном, никогда не забудешь!».

На пути к Победе
Дальнейшее движение бригады, в которой служил и воевал майор Хлусов, проходило по линии Ястребовка – Прохоровка – Обоянь. После неудавшейся Харьковской операции на фронте несколько месяцев было затишье. Строились оборонительные сооружения, проводились учения, готовились к решающей схватке с врагом на Курском выступе.
В конце июня 1943 года Андрея Хлусова командировали в Солнечногорск Московской области на высшие стрелковые курсы «Выстрел» для обучения командно-штабному делу. В марте 1944-го сдал экзамены, а в апреле был назначен начальником оперативного отделения штаба 50-й стрелковой дивизии и отправлен на фронт. Воевал в Румынии, участвовал в Ясско-Кишиневской операции, где получил орден Отечественной войны II степени. Затем части дивизии были переброшены в Западную Украину. Боевой путь Хлусова продолжился участием в освобождении Польши. В январе 1945-го вышли к границам Германии, взяли города Ельц, Левенберг, Бреслау, форсировали реки Одер, Нейс.
В мае еще продолжались бои, были раненые и убитые, но Победа неумолимо приближалась. «7 мая. Весь день ждем сообщения о конце войны. Настала ночь, но мы не спим, ждем. Нас уже предупредили, что вот-вот, совсем скоро поступит радостная весть. И вот, в 2 часа 30 минут 8 мая получено сообщение о капитуляции Германии. Ура! Ура! Слава русскому оружию!», – вспоминал Андрей Евстафьевич.

Снова в ВИСИ
В сентябре 1945 года Хлусов демобилизовался и приехал в Воронеж – к семье, а в ноябре приступил к работе в ВИСИ. Его назначили деканом строительного факультета. Занятия проходили в полуразрушенном, холодном здании с забитыми окнами и плохим освещением. Для проведения занятий было всего лишь несколько кабинетов с буржуйками, но по мере восстановления города силами бригад из студентов удалось отремонтировать и сам институт.
В декабре 1948-го Андрей Евстафьевич утвержден в ученом звании доцента. Был в разные годы заведующим кафедрами строительных машин и механического оборудования, деталей машин и технологии металлов, кафедры технологии металлов и сварки. В 1961 году выступил инициатором открытия в ВИСИ специальности «Строительные и дорожные машины», позднее стал организатором механического факультета. Успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.

Заслуженные награды
За военные подвиги Андрей Евстафьевич был награжден двумя орденами Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалью «За Победу над Германией», благодарностями от Верховного главнокомандующего И.В. Сталина, а также Почетным знаком советского комитета ветеранов войны. Мирный труд Хлусова был отмечен медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд».
Андрей Евстафьевич Хлусов умер 5 февраля 1991 года, похоронен в Воронеже.
Олег АБРАМОВ,
студент 4 курса гуманитарного факультета Воронежского педагогического университета
(Печатается в сокращении)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск по сайту